Метод прост, как гоблинская тактика боя, и не требует ровным счётом никаких инженерных ухищрений, чем идеально подходит для новичков. Требуются: Карта с большим и, главное, резким перепадом высот (легче всего найти подходящую в зоне слияния рек: не знаю почему, но мелкие реки, при впадении в более крупные, неправдоподобно часто образуют водопады), запас стройматериалов, шахтёр и плотник/каменщик.
Метод основывается на следующих фактах:
* Водоносный горизонт, в ДФ, никогда не образуется в твёрдой породе.
* В режиме указаний, видимые влажные участки почвы мигают водой, предупреждая об опасности затопления.
* Поверхность склона/обрыва
всегда видима.
* При размещении водоносного горизонта и слоёв почвы глубина всегда задаётся только по вертикали, и только относительно поверхности (Это очевидная недоработка Тоади, так что в коллективных играх данный метод можно смело приравнивать к багоюзанью).
Водопады -- одно из немногих мест в ДФ, где можно наблюдать естественные вертикальные обрывы. Для нашей идеи подходят только они.
Имеется примерно такая карта:
Спойлер
Относительная высота: 0
| Относительная высота: -10
| Легенда:
|
==========~~~==== ==========~~~==== ==========~~~==== ==========~~~==== ==========~~~==== ................. ................. ................. ................. ................. =================
| +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ ================= ~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~ =================
| = Видимый тайл грунта или породы ~ Вода . Открытое пространство + Не раскопанная область
|
Передвигаем экран к краю обрыва, входим в меню указаний и выбираем Рыть (d-d). Прокручиваем обзор вниз по оси Z и смотрим, когда край обрыва начнёт мигать. У меня это произошло при относительной высоте -3. Предположим, для простоты, что у вас так же. Продолжая прокрутку смотрим, на какой глубине горизонт заканчивается. В принципе, можно всего этого и не делать, просто посмотрев, на какой высоте от дна ущелья обрыв становится каменистым, так как там водоносного слоя уже точно нет, но глупо высаживаться в области с аквафером и не использовать, при том, слои сухой почвы, в которой легко вырыть хозяйственные помещения и подземные фермы. Так что, для того чтобы точно знать, сколько слоёв почвы в вашем распоряжении, я советую потратить лишние несколько секунд на определение границ водоносного горизонта. У меня он длился три уровня, завершившись слоем породы, на глубине 6.
Дальше просто:
* Рядом с обрывом раскапываем шахту с лестницами/рампами до высоты -2. Можно, конечно, начать раскопки в любом другом месте, но глубина залегания водоносного слоя не давала нам подписки не меняться на всём протяжении карты, верно?
* От нижней части лестницы раскапываем край обрыва (во время раскопок и строительства один дворф погиб и два стали адекватными скалолазами):
Спойлер
++++=====++++++++ ++++=uuu=++++++++ ++++=uuu=++++++++ ++++=uuu=++++++++ =====d=d========= ................. ................. ................. ................. ................. =================
|
= Видимый тайл грунта или породы . Открытое пространство + Не раскопанная область d Раскопанная область u Лестница вверх
|
* Пристраиваем к обрыву лестницу вниз:
Спойлер
Относительная высота: -2
| Относительная высота: -3..-6
| Относительная высота: -7
| Легенда:
|
++++=====++++++++ ++++=uuu=++++++++ ++++=uuu=++++++++ ++++=uuu=++++++++ =====d=d========= .....jjj......... .....jjj......... .....jjj......... ................. ................. =================
| +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ ================= .....xxx......... .....xxx......... .....xxx......... ................. ................. =================
| +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ ================= .....uuu......... .....uuu......... .....uuu......... ................. ................. =================
| = Видимый тайл грунта или породы . Открытое пространство + Не раскопанная область d Раскопанная область u Лестница вверх j Лестница вниз x Сквозная лестница
|
* Собственно, цель достигнута, можете копать подземную часть крепости. Но чтобы по вашему замку у водопада не гуляли всякие вороны и прочие НЛО, а также для предотвращения несчастных случаев, шахту следует закрыть от внешнего мира. Стены по внешнему периметру выстроить не сложно, проблему составляют только потолок и углы шахты. Дело в том что, для строительства дворфам нужен доступ к клетке по прямой, который над обрывом получить нереально. Но обе эти проблемы решаются с помощью одного служебного прохода на минус первом уровне:
Спойлер
Относительная высота: -1
| Относительная высота: -2
| Относительная высота: -3..-6
| Относительная высота: -7
| Легенда:
|
++++======~~~=+++ ++++=xxx==~~~=+++ ++++=xxx==~~~=+++ ++++=xxx==~~~=+++ =====ddd==~~~==== ....cfffc........ ....cfffc........ ....cfffc........ ....fcccf........ ....j...j........ =================
| ++++=====++++++++ ++++=uuu=++++++++ ++++=uuu=++++++++ ++++=uuu=++++++++ =====d=d========= ....wjjjw........ ....wjjjw........ ....wjjjw........ ....owwwo........ ....x...x........ =================
| +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ ================= ....wxxxw........ ....wxxxw........ ....wxxxw........ ....owwwo........ ....x...x........ =================
| +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ +++++++++++++++++ ================= ....wuuuw........ ....wuuuw........ ....wuuuw........ ....owwwo........ ....u...u........ =================
| = Видимый тайл грунта или породы ~ Вода . Открытое пространство + Не раскопанная область d Раскопанная область f Пол, построенный игроком (крыша шахты) c Пол, образованный стеной внизу u Лестница вверх j Лестница вниз x Сквозная лестница w Стена o Участок стены, недоступный для постройки
|
* Как только ваши дворфы закончат строительство шахты вернутся под землю, установите высокую стоимость передвижния по крыше шахты через меню d-o, затем застройте служебный проход на минус первом уровне стеной. Всё, вы обошли водоносный горизонт.
Это предупреждение есть в Вики, но я продублирую:
Не раскапывайте слой под водоносным горизонтом, иначе вашу шахту зальёт сверху. Именно поэтому я вёл выносную шахту до высоты -7, хотя аквафер заканчивался на минус пяти.