Я немного пошаманил с системой тренировок.
I. КАК РАБОТАЮТ ТРЕНИРОВКИ.
Когда вы ставите в один отряд перцев и приказываете им тренироваться (расписание отряда + казарма) они периодически устраивают разные типы тренировок, я не все типы понял, но основные из них - это индивидуальное обучение (практически бесполезно), организация и проведение демонстраций (самый полезный вариант) и спарринги (скорее потеря времени, чем польза). Первый выкидываю из рассмотрения сразу, второй в основном бешеными темпами качает файтинг, и почти не качает другие навыки, а вот демонстрации - это наше все.
Обычно демонстрации по навыку ведут те, кто в нем самый прокаченный, хотя иногда и более умелый смотрит демонстрацию новичка. Но если у дварфа опыт в навыке = 0, то он демонстрацию вести не может.
Что мешает демонстрации? Во-первых нахождение дварфов в других режимах тренировки. Далее они отвлекаются на сон, еду, питье, поэтому крайне важно располагать казармы близко к общепиту и общеспату. И естественно дварфы не могут демонстрировать навык без требуемых вещей, т.е. не имея в руках арбалета (как я понял) навыки стрельбы не прокачиваются и не демонстрируются.
Демонстрация, ведомая одним дварфом, состоит из последовательных итераций идущих в подряд. Один организовывает демонстрацию, несколько других за этим наблюдают. За каждую итерацию ведущий получает +10teacher +5навык(демонстрируемый). Студент же получает +10student, +10concentration, +10наблюдательность(последнее не всегда) и естественно +к навыку. Прибавка к навыку, если у учителя teacher=5, а тренируемый навык по уровню равен ученику, составляет в районе 15 единиц (в любом случае число кратно 3). Если учитель teacher=0, а преподаваемый навык равен 5, то студент за одну итерацию приобретает 18-36 опыта, и в среднем получает в полтора раза (а может и больше) больше предыдущего случая.
У меня сложилось впечатление, что teacher позволяет проводить итерации быстрее (сокращает продолжительность), но это очень сложно замерить, и разницу можно посмотреть только, когда этот навык достигнет 15. Для начинающего teacher в 2 дня в среднем проводиться 5 итераций.
Студент, Наблюдательность и Концентрация каким-то образом увеличивают количество получаемого опыта за 1 итерацию. student=5 получает примерно на 10-20% больше опыта, что вполне может оказаться в пределах погрешности, но думаю, что при больших значениях не только одного навыка, а всех трех "прибавка к пенсии" будет очень существенной.
Есть англоязычная статья на эту тему (не один я такой извращенец):
http://www.bay12forums.com/smf/index.php?topic=85279.0Для учителя, судя по ВИКИ, влияют 3 навыка teacher, organized и leader. Сама вики молчит как партизан о процессе и количестве этого влияния. Не понятно, какой навык на что влияет. Возможно, teacher ускоряет время 1 итерации (обучение идет быстрей) и увеличивает количество опыта при ней передаваемого, organizer возможно позволяет организовывать сами демонстрации (возрастает тенденция к их проведению, что есть хорошо) либо позволяет в 1 демонстрацию укладывать большее количество итераций в подряд, либо сокращает время ПОДГОТОВКИ к демонстрациям. Самым непонятным оказывается навык Лидерства, возможно он используется только при спаррингах (и нас не интересует), возможно, влияет на количестве переданного опыта, а может, влияет на то, как много других присоединяться к демонстрации (магнетизм личности типа). Вобщем тут куча вопросов у меня. В идеале, если бы навык лидерства не был существенным, я бы с большим удовольствием выкинул его из рассмотрения. НО, у меня сложилось впечатление, что наличие organizer+leader делает демонстрации более частыми, и вовлекает в них других дварфов, что очень важно.
Как уже говорилось, навык teacher качается очень быстро (+10 за итерацию), навык организатора медленно (+10 за демонстрацию вообще) и навык лидерства практически стоит на месте.
К чему я это все, а к тому, что исходя только из этого, разумней вкладывать именно в лидера, и потом в организатора, ибо их прокачать очень сложно. А другие умения дварф сам быстро поднимет.
Почему спарринги - это зло. Во-первых они тренируют разные боевые навыки, и потом по этим навыкам устраиваются демонстрации, в результате чего теряется время. Мы (я) ведь хотим прокачать увертливость и щит, как 2 универсальных и самых важных навыка. Во-вторых, сами спарринги отнимают время. Плюс к этому спарринговаться можно и в другом отряде без инструктора, да и файтинг качается очень быстро и легко. Короче, спаринги мешают демонстрациям, и я бы их выключил, была бы в DF такая настройка у отрядов или казарм.
II. ОПТИМАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ.
Моя цель - сделать оптимальных инструкторов по увертыванию и владению щитов. Имея эти 2 навыка на уровне легендарного, воин будет почти не убиваем. Они же важны и для лучника, который будет увертываться\закрываться щитом от вражеских снарядов. Конечно, последние он и во время самого боя будет качать (и думаю не медленно), но первые 10 уровней раскаченных в казарме БЕЗОПАСНЫ, и позволяют стрельцу выживать при покачивании их в поле (за фортификацией). А вот зеленый воин может и не дожить до 5-го уровня этих умений. Навыки владения оружием и файтига в спаррингах и так быстро качаются, лучник качает стрельбу и арбалет вообще гигантскими шагами (6 месяцев охоты = 21 уровню, т.е. больше чем легендарный +5). Поэтому использование щита и усложнение - это то, на чем необходимо сконцентрировать тренировку.
Мой подход состоит в следующем: с самого начала выделяются 2 дварфа, которые будут только тренерами и качают друг друга все время. 2-их из 7-ми оторвать очень даже можно, без существенного вреда для начинающей крепости.
Остальные дварфы у меня (1 навык у каждого =5, и это профильный навык):
1) Лидер экспедиции, торговля = 5.
2) Механик, механика =5
3) крафтер по камню, крафт =5.
На первом держится торговля(цены), а два других создают товары на продажу, и этим обеспечивают нужный уровень товаров к первому каравану и существенную часть к остальным.
4) шахтер, шахтерсво =5, ингравер=5. Чтобы с одной стороны обеспечить быстрый старт, откапав нужные мне хоромы, с другой стороны, чтобы не портить руду в камнях и извлекать её в 100% случаях.
5-6) у меня обычно бронники, бронник=5. Эти персы занимаются кучей всякой второстепенной работой, но так, чтобы любой другой навык был не выше 4-го уровня, это позволяет в будущем при получении strange mood превращать одного из них в легендарного, а уж металлическая броня самого высокого качества - это бесспорно самая важная часть крепости. Почему я делал 2 бронника? Во-первых, это увеличивает в 2 раза вероятность срабатывания strange mood на броннике, что очень важно, и, во-вторых, сильно смягчает неприятный вариант, когда один из бронников либо не сможет создать артефакт, либо впадет в такой его вид, когда дварф не получает опыта. Сами понимаете, металл - это вам не камень или дерево, он трудно добываемый, дорогостоящий, и ограниченный. Поэтому прокачать бронника другим способом сложно.
7) универсальный, по вашему выбору.
Если назначить 1-го инструктора, то он не сможет с кем-нибудь тренироваться, а, следовательно, потеряет время до прихода первых мигрантов. Поэтому надо делать 2 инструктора. Они будут до осени друг на друге тренироваться, к тому же одному можно дать 5 в уклонении, а другому 5 в щитах, и ещё остается по 5 в навыках инструктора. Очень даже хороший вариант получается.
III. ВЫБОР НАВЫКОВ И ТЕСТЫ
Теперь вопрос, какие навыки выбирать инструкторам. С одной стороны уровень в уклонении и в щите хорошо, так как имеет большее влияние на скорость обучения гораздо сильнее навыка teacher. Да и сам teacher качается в 2 раза быстрей (+10 teacher, +5combat skill). С другой стороны teacher ускоряет обучений всех боевых навыков, т.е. универсален, плюс он может вляеть на скорость итераций, что в результате даст свои плоды. С третьей стороны Organizer и Leader делают демонстрации более устойчивыми, и, следовательно, повышают КПД тренировок, не позволяя иным прозябать время абы как, к тому же эти навыки очень медленно качаются и в долгосрочной перспективе себя окупят. Выбор очень не очевиден, и понимая, что факторов демонстраций очень много, аналитически решить задачу оптимизации стартовых навыков инструкторов практически невозможно. Поэтому разумно ограничиться только тестами на эффективный параметр.
Протокол теста:
1) Выбирается некий участок, на нем основываем поселение, быстро налаживаем самое необходимое, и ставим инструкторов тренироваться. У меня это получается к 10-му числу первого месяца.
2) Сохраняемся.
3) запускаем этот сейв 3 или более раз. Практически не вмешиваемся в процесс жизни крепости, разве что, давая охотнику-снайперу задание убивать вражеских животных, чтобы из-за них наши инструкторы не впадали в транс и не прерывали обучение.
4) дождаться осени, в первый же день нажать на паузу и с помощью утилиты "Dwarf Therapist-20.4" посмотреть опыт инструкторов и записать его.
5) выйти из DF через уничтожение процесса, чтобы оставить сейф нетронутым
6) проделать с пункта 3 ещё несколько экспериментов с теми же настройками, для статистики.
Естественно инструкторами делать тех, у кого есть к этому способности (благо утилита позволяет оценить их).
Далее, имея результаты можно их уже обработать, это не так сложно, как получение самих результатов.
Данные составляются таким образом:
Teacher\Student\Organizer\наблюдательность\Leader\Concentration ... biter\Dodger \Fighter\Kicker\Striker\Wrestler\Shielduser
Если кто хочет поучаствовать - присоединяйтесь. Может ваш вариант начальных навыков будет оптимальным.
Пока у меня готовы только эксперименты с
1) * учитель=5, организатор=5 * уклонение=5, щит=5
2) * учитель=5, уклонение=5 * организатор=5, щит=5
3) * учитель=3, организатор=2, уклонение=5 * лидер =5, щит =5
4)(3 человека) * учитель=3, организатор=2, уклонение=5 * лидер =5, щит =5 * без навыков
Пока лидирует 3-й вариант, но статистики маловато. Я решил попробовать поставить в отряд ещё одного дварфа, на тот случай, чтобы когда один из инструкторов уходит спать\есть, второй не простаивал и тренировал хотя бы навык учителя. Было интересно, будет ли существенная разница, ведь снять ещё одного перса с тыловых работ ой как не просто. В целом разница не большая, но и не маленькая, примерно на 10-20% больше по сравнению с 2-мя инструкторами.
Но тут может ещё и рандом пакость устроить.
Результаты я вычисляю таким образом: сумма полученного опыта в уклонении и щите, сумма в преподавательском опыте, сумма в опыте организатора и лидера, сумма опыта в файтинге (для косвенной оценки), ну и остальное по мелочи.
Что Вы об этом думаете?