Оговорюсь сразу: я играю в Masterwork ради осад. Традиционно по соседству со мной не меньше 15 враждебных рас, причём часть из них летающая. Первая осада обычно бывает зимой, а дальше по настроению, но не меньше 2-3 осад в год.
Итак, я обычно селюсь у вулкана с песком. С собой беру два шахтёра.
1. Определяюсь где у меня будет Meeting Hall, он же столовая 15х15. Его я всегда делаю светлым, а значит, потребуется сквозная дыра до самого камня. Рядом с ним - сквозная лестница вниз. Планировка "А-ля Racoon City".
1-й месяц: копаем прямой туннель ко входу, попутно размечая (но не копая) его финальный, зигзагообразный вариант. Копаем в почве сельскохозяйственную зону 20х20. Рубим деревья, если вдруг я был добрый и эмбаркнулся в хороший биом.
2-й месяц: Переносим всю еду внутрь крепости на склады с/х зоны. Размечаем фермы, засаживаем фермы. Размечаем парой уровней ниже производственную зону, но копаем только три мастерских - Mason, Carpenter, Mechanic. Масоном делаем 12 блоков, три стола-стула, пару дверей и несколько магмоустойчивых шлюзов. Carpenter - пять кроватей, два ведра, три бочки, пять кроватей. Механик - десяток механизмов. В с/х зоне строим пару кухонь и самогонок. Копаем маленький (9х9) склад над/под производственной зоной, планируя со временем сделать его больше. Из этого склада делаем спальню и столовую с Meeting Hall-ом. Нам недолго так куковать.
2-4 месяцы. Шахтёры уходят копать зону примерно 15х30 под песком у вулкана. Остальные рубят дерево, клепают механизмы и блоки, сажают и готовят еду. Если не влом, строим мясника и валим тягловых животных - это ещё 30-40 еды.
*Где-то тут приходят первые мигранты. Если они никакие - один-два в строителей и клепать каменные блоки у масона.
4-5-й месяцы. Запускаем лаву в бассейн (закрываем заранее приготовленным шлюзом!) и выкапываем одну мастерскую стеклодува сверху. Придётся ждать ещё месяц, пока лава набежит. Стеклодувом из привезённого песка делаем десяток-другой клеток.
*Примечание: мешок при эмбарке стоит 10-20 единиц, а песок в мешке - 1 единицу. Я беру 50-100 песка, чтобы потом пол-игры не мучиться ни с песком, ни с мешками.
6-й месяц. Выкапываем спальню 15х15 в жилой зоне, ставим туда все 10 кроватей (или 15, чтобы наверняка). Начинаем копать световой колодец в столовую. Тут же начинаем закрывать колодец сверху каменными блоками. Вот тут-то нам пригодятся и строители, и нарезанные ими блоки...
7-й месяц и ещё одни мигранты. Развиваемся. Строители роют колодец, механик ставит десятка полтора ловушек-клеток, стеклодув клепает лезвия для оружейных ловушек. Если есть время, размечаем комнату смерти, водоснабжение, производство, госпиталь, малые комнаты знати. По вкусу, хотя я до зимы стараюсь обеспечить себя водой.
* Где-то тут могут прибежать воры. Отпугиваются привезёнными собачками, поставленными пастись у лестницы. Ambush, не дай бог, завязнет в клетках. Наружу нам не надо (строители могут крыть крышу и изнутри, а в особо опасных ситуациях на -1 уровне от земли), все опасные животные тоже ловятся клетками. Добиваем новых клеток стеклодувом.
Прибытие торгового каравана. 9-й, если не ошибаюсь месяц. Мы вовсю варим стекло и уже успеваем поставить 1-2 полных оружейных ловушки. Учитывая зигзагообразность прохода (ах да, мы уже выкопали нормальный, гнутый коридор), шанс попадания вражин в ловушку - 100%. Каравану продаём по ситуации. Если был хороший стеклодув, либо просто много народа в миграциях, тогда просто самые плохие части от ловушек. Если же не судьба, нас всегда выручают каменные кружки

За 3 месяца даже полный нуб может нарезать их тысяч на пять-десять.
Зима. Первая осада. У нас готово 9-15 клеток, а перед ними 3-4 оружейные ловушки, перекрывающие проход. В большинстве случаев, потеряв на ловушках два-три товарища, осаждающие быстро ретируются.
Ну а дальше по желанию. Наращиваем ловушки, развиваем производство, благо лавы у нас целое поле, банчим самоцветами, едой, стеклом и лутовым оружием. Опять же можно по желанию шить трусы из привозных тряпок и кожи. Тут дело вкуса. Основные приоритеты на следующий год, тем не менее, закрыть сверху столовую, нарастить ловушки на входе, чтобы они могли удержать 40-50 осаждающих и начать строить основную стену по периметру.
Кстати, вот скрины крепости по зваершению второго года развития.
Вид сверху. Половинка крепостной стены.
http://pix.academ.org/img/2012/06/20/3cc7e45c116ffe9a76685fe932dac5c0.pngЭтаж -1, сельскохозяйственный + торговля + трупы с крематориями + металлургия.
http://pix.academ.org/img/2012/06/20/23b4bdbf526eedb6b222cd4fefb0ed46.pngЭтаж -...сколько-то. Жилой. Едальня, е... спальня и лечильня.
http://pix.academ.org/img/2012/06/20/e334b079d603f1668a12a9dd2e74f2da.pngЭтаж ещё ниже... Производства. разные
http://pix.academ.org/img/2012/06/20/5d9c6793457c71c616eba62be1cc1f8f.png