Тараканы-убийцы.
Жизнь типичного дварфа в управляемой игроком крепости коротка и сурова. Дварф может утонуть, или оказавшись в изоляции, умереть от жажды. Дварф может разбиться, упав с высоты, вмерзнуть в лёд, или погибнуть под обвалом. Он может быть убит чудовищем или гоблином, или умереть от ядовитых испарений в госпитале. Крайне редко дварф может умереть своей смертью. Но стоит отойти от обычной парадигмы сытой и пьяной, обставленной ловушками крепости, как население начинают массово истреблять таракашки-убийцы, именуемые багами.
В этой игре отыгрывалось поселение дварфов, фанатично одержимых некоей идеей, которая в значительной мере заключалась в том, чтобы выкопать и построить нечто исполинское в самом центре Мира. Мертвых предполагалось хоронить в некрополе, в специальном месте в скальной толще. Ага, щас. Препятствием было целых два водоносных слоя. Предстояло очень много работы по вымораживанию и строительству заграждений.
Первого мертвеца я запомнил. Он зачем-то влез на дерево и сидел там, даже не пытаясь спуститься, пока не умер от жажды. Последующие слились в сплошной поток фиолетовых сообщений. Чтобы зимой выморозить фрагменты водоносных слоёв, надо было много копать, в том числе и рядом с уже раскопанной водяной гладью. Надо ли говорить, что дорфы зачастую копали прямо под собой, в результате оказываясь в воде, и тонули. Нередко они ухитрялись ухватиться за грубую стену из грунта и даже какое-то время карабкаться по ней. Увы, вместо того чтобы ползти на безопасную клеточку совсем рядом, они направлялись неведомо куда, пока не срывались и тонули.
Появившиеся в результате призраки были очень злыми. Искалечить или убить беспомощного перед потусторонним влиянием дварфа было для них обычным делом. Пугающее влияние духов в сочетании с валяющимися трупами действовало особенно угнетающе. Начались истерики. И здесь подлые тараканы нанесли особо мощный удар. Да, драки в состоянии истерики ведутся не насмерть, то есть без оружия, вот только упавшего без сознания добивали в голову. И если это происходило на глазах у других, особенно воинов... Похоже, происходил так называемый "каскад лояльности". Если убитый был чьим-то другом, то убийца становился для него смертельным врагом. И если это был воин с оружием... Всё происходило лавинообразно и молниеносно, когда воины начинали массово истреблять друг друга и подвернувшихся гражданских. За несколько секунд могли отправиться к Армоку несколько десятков бородатых, в том числе и детей, которые, ничем не занимаясь, обзаводились большим количеством друзей. Валяющиеся десятки трупов действовали крайне удручающе и создавали новые истерики и волны взаимоистребления.
Одну из таких волн я запомнил, потому что для неё не было видимой причины. Не было тогда истерики! Но из-за довольно пересечённой в результате моих раскопок местности, уезжающие торговцы уронили груз. Дварфы потащили потерянное добро на склад. Похоже, кто-то из воинов посчитал возвращающегося с спасённым добром дварфа вором, и атаковал его - другого объяснения у меня нет.
Но работа продолжалась, новоприбывшим вручались кирки и отправляли копать. И, в конечном итоге, ценой множества жертв, удалось устранить водоносную погибель. Начались сооружаться некрополи в скалах, а призраки упокаиваться. Всё нормализовалось? Как бы не так! Воинам в качестве казармы было выделено огромное помещение в строящемся донжоне, где они и тренировались. Тренировки включали в себя спарринги, в том числе и отрабатывание "атаки в рывке" (charge). И как оказалось, во время такой атаки воин, промахнувшись мимо цели, может пройти сквозь стену. А если не промахнётся, через стену могут пройти уже двое. А казарма была в донжоне, на изрядной высоте. Воины поначалу калечились, потом разбивались. Когда раскопки дошли до пещер, они стали разбиваться особо эффектно, рассыпаясь на куски, которые от удара раскидывались на много клеточек вокруг. Уменьшив размеры казармы до совсем крохотных, мне удалось уменьшить количество таких жертв. Уменьшить, не не устранить совсем. Раз в несколько месяцев, а то и несколько раз в месяц, я получал фиолетовые строчки прискорбных сообщений.
Пещеры были переполнены водой, зачастую в два уровня глубиной, которую тоже нужно было устранять. Увы, кроме как обвалами по периметру, это не удавалось сделать, а это крайне опасно даже без багов. Но тараканы-убийцы отметились и здесь. Фрагмент стены невозможно было обрушить, если его подпирало снизу пещерное дерево. Крохотная веточка могла удержать исполинскую глыбу камня. А дерево просто так срубить было невозможно, потому что оно росло в воде! Пришлось строить мостики к кроне и посылать внутрь лесорубов-смертников. И таких деревьев было множество.
Но фанатичные дварфы одолели и это препятствие. Не нужно говорить, что ценой множества жертв, даже без багов. Рабочие начали откапывать и вымораживать пещеры. Как оказалось, некоторые фрагменты льда, намороженные зимой, не оттаивали весной, и обрушивались при откапывании. Но наихудшим были порождённые багами неведомо как выросшие деревья-паразиты, состоящие целиком из кроны - срубить их не было возможно, поскольку нечего рубить было - ствол отсутствовал. Зато они были в большом количестве и охотно обрушивались, теряя опору. Рабочие гибли от обвалов один за другим.
Итого, у меня в некрополе уже больше 600 гробов, приветливо ждущих следующую тушку. А сколько из них заполнено - я даже сосчитать не берусь.
Это была версия игры 0.40. Может быть, основная часть этих багов были исправлены в новых версиях. Но даже если и так, можно не сомневаться, что были добавлены целая куча новых, приносящих игроку множество веселья.