таки да, всегда так. совет от матёрого читера: при выборе зоны эмбарка, делаешь prospect, и будет тебе основные слои и материалы. расчёт весьма грубый но с основным помогает (например глина и песок). после эмбарка ПАУЗА и снова prospect для более тонкого анализа. осмотри на предмет того что искал, например железо (magnetite, limonite, hematite) и флюс, или медь с оловом (Cassiterite + Native copper или Malachite или Tetrahedrite) или еще что... на адамантин проверь еще, на маленьких (2х2) картах его может и не быть. еще полезно иметь минимум один уровень почвы. будет тебе и еда и древесина в безопасных условиях.
потом "reveal hell" (без кавычек) и начинай разметку. желательно всю! моя рекомендация это одна центральная лестница (для безопасности можно сделать пару коридоров с местами контролируемого обвала или еще каким методом герметичного закрытия крепости в случае чп) с самого верхнего уровня до самой магмы. старайся выбрать место чтобы не задеть пещеры и прочие геопримечательности, например подземные реки. потом на каком-либо уровне сделай небольшую дорожку к стенке этих пещер чтобы обнаружить их и впустить споры подземных растений. потом замуруешь. далее определись с этажом для поселенцев: один этаж на карте 2х2 хватает для комфортного проживания, общения и питания (примерно) двухсот бород (верхняя половина для комнат 3х3 с коридором в 2 клетки а нижняя забивается комнатами для ноблов, 9 митинг зон с пятью статуями в каждой а так-же столовой, больницей тюрьмой и кладбищем в много мест)
на самом дне, если упёрся в магму - копни немного ниже и будет тебе магма плавильни, кузницы и много других магмоплюшек. если сможешь замуровать потом - молодец! нет - залей водой и станет оно тебе закрытым. всё равно нет? построй несколько floor hatch посреди лестницы чтобы полностью закрыть проход для жидкостей, зальёшь водой а потом обсидианом. двери возможно дезинтегрируются, но обсидиановая пробка будет не разрушима.
дальше - в месте где будут мастерские, заранее разметь территорию под всё что понадобится, и постарайся без стен. визуальное ограничение выложишь камнем. от берсерков ставь cage trap, унылые и "нормальные" в неё не попадутся. это значительно повысит скорость работы бородатых, в отличии от лабиринта и одноклеточных проходов. когда выберешь место под кузницы да плавильни всякие, прокопай под ними (одной клетки хватит, главное чтобы центральная была не на магме) канал и соедини их. потом зальёшь.
справился - молодец! пора ставить разметку для руды. ищешь нужную, наводишь курсор и vdigx. и так пока не обозначишь все нужные руды. работает как на жилы так и на большие кластеры (такой овал из чего-то). не работает на адамантине. если хочешь извлечь максимальный приток минералов - сними запрос раскопок с клеток вокруг лестницы. так дорфы не сунутся копать. когда станут легендарными, пометь опять как зону для раскопок те места что соприкасаются с рудой и лестницей. если лень пока делать стену (или геморно по каким-либо причинам) то сделай ров. обычная яма на поверхности шириной в одну клетку. зальёшь потом магмой. под конец глянь в каком месте адамантин валяется и сколько уровней до ада. всё сделал? тогда unreveal, (а дальше по желанию) fastdwarf 1, fixveins, tubefill, и советую поэкспериментировать с workflow. помогает вести учёт расходному материалу. пока сыроват и местами неудобен, привыкается (например приказать чтобы было всегда минимум 50 мешков с песком. одна строчка и никаких проблем. из недостатков - если отменить любую работу - она возвращается в список но с меткой suspended).
когда введёшь все команды - тогда уже нажимай пробел и по желанию сохранись
с liquids думаю сам разберёшся. набери help liquids и будет тебе подробная инструкция. будет тебе от этого бесконечная магма, вода и обсидиан (стены - пол)