1) ров с магмой - очень даже реально и по-дварфийски. причём даже отсутствие вулкана не помеха - пампстак в помощь. не забывай, все контактирующие с магмой постройки (кроме тех, что строятся по b-C) должны быть только из магмаупорных материалов.
1.1) пару раз играл. магма в прямой доступности - это хорошо, но как минус - вулканов на карте обычно мало, в стандартной генерации вообще один (и не всегда на суше) - соответственно, велик шанс полного отсутствия возле него железных руд и флюса. А дварф без стали - не совсем одет.
1.2) у меня были перепады где-то 15-20.
2) да.
2.1) по ситуации. в достаточно мирных регионах можно и поверхностью заморочиться, замок выстроить или там храм Армоку (кстати, сейчас храм можно официально посвятить какому-нибудь божеству). в играх с большим количеством ВЕСЕЛЬЯ не всегда есть время на зодчество. хотя с починкой пещерного привыкания надземная часть желательна - хотя бы бараки со стеклянной крышей. а то вместо того, чтобы махать топором, армия будет блевать дальше, чем видит.
3) смерть от старости определяется тегом [MAXAGE:#:#] в файлах существа (смотреть в вики для каждого существа в разделе "Конфигурация игры (Raws)"). например, для коровы - [MAXAGE:10:20], что значит, что живут они от 10 до 20 лет. если такого тега в файлах существа нет, существо от старости не умирает.
3.1) у дварфов [MAXAGE:150:170]
4) рвы начиная с версии 40 не так хорошо работают, как раньше. если они выкопаны, но пусты и не сглажены (а сгладить вполне возможно, если ров выкопан сразу в камне), то гоблота перелезет через него без труда. с наполненным водой рвом лучше - гоблота, хоть и обычно умеет плавать и не дохнет в воде, переплывать через ров не хочет (за исключением случаев, когда гоблота прибывает верхом на водоплавающих существах типа крокодилов). ну и не надо забывать, что вода зимой в регионах Temperate и холоднее замерзает. глубина в данном случае не имеет значения. а вот ров с лавой даже зимой не замерзает и вполне эффективен, перейти его могут только некоторые титаны, и то не факт. но быстрее и лучше строить стены. как правильно написал Shaman, стены высотой в три тайла с выступающим наружу третьим этажом достаточно для того, чтобы оградиться от любого нелетающего существа. от летающего спасёт только крыша.
4.1) чтобы сбивать летающих противников, хватит и 10 прокачанных арбалетчиков, а легендарных можно и меньше. но вот чтобы добивать их на земле, обязательно нужна наземная армия, так как многие сбитые враги всё ещё представляют собой значительную угрозу крепости.
4.2) в общем, большая армия не нужна. если драться с толпами зомби, то нужно бород двадцать (хотя сейчас Тоади их нерфит), если только с гоблотой, можно обойтись и десятью (разумеется, предварительно накачавшимися до легендарных и с нормальной экипировкой, как минимум стальной). по поводу форготтен бистов разговор отдельный, некоторые могут положить армию любого размера одним выдохом, другие рассыпаются от первого же удара. нужно всегда иметь запасной путь уничтожения противника - ловушки, обвалы, затопить водой, затопить магмой и т.д. в армии желателен смешанный состав, я для десяти человек делаю одного копейщика (на случай форготни), трое мечников, трое секирщиков, трое молотобойцев. если планируется драться в основном с зомби, молотобойцев стоит заменить на булавщиков, а вместо копейщика - ещё одного мечника. ну и арбалетчики по желанию, против зомби, например, они вообще бесполезны.