Помнится я как-то экспериментировал с винтовой лестницей, сделанной через выкапывание (channel, d-h)
В плюсах -
1. если идет один дворф, то потери времени нет - у него уходит один "ход" на перемещение вбок+вниз по рампе.
2. если сделать широкую, то по идее должен проходить караван - тоже плюс, можно его куда-нить в боковую защищенную пещерку заводить.
Копал я примерно так -
1. сделать d-h на одну клетку на поверхности
2. сместить курсор вправо на 1 и на 1 уровень вглубь, ещё раз d-h
3. вниз на 1 и вглубь на 1 - d-h
4. влево на 1 и вглубь на 1 - d-h, и дальше так же по спирали вбок+вглубь+выкопать
После расширял тоже выкапыванием, так чтобы рампы образовывали линию
Если не получится воспроизвести у тебя, могу поискать эту старую карту
п.с. на самом деле я тоже боялся вертикальных лестниц, но как-то у меня ни разу за все игры никто не падал сквозь них.
В крайнем случае если сильно опасаешься - строй их двойные (две клетки лестниц рядом) и на каждом этаже ставь напольные люки на них - если что, то дворф упадет на люк парой уровней ниже, а не на самое дно лестницы
Кстати, люки ещё и при аврале пригодятся (нападение или наводнение, например, задержать)